На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • iwanowa
    Статья ни о чемНемец, японец... ...
  • Юрий Стенякин
    я не знаю что вы тут серьезно обсуждаете, лучшая машина новая и на какую денег хватило, а надежность и поломке это от...Немец, японец... ...
  • pobeditel Терещенко
    Ни когда не скажу что тот или иной критик или автокритик будет не предвзят в том или ином в своём высказывание . Он н...Немец, японец... ...

Беспилотник-нарушитель

Не успели наши граждане пережить новый формат техосмотра, как выяснилось, что на нас движется новая напасть. В этот раз беда пришла, откуда не ждали. В нынешнем году планируется начало коммерческого использования беспилотных автомобилей. Изначально событие планировалось на прошлый год, но пошли волны вируса, и всё сдвинулось.

Сам проект беспилотного такси Яндекс начал разрабатывать в 2016 году. В 2018 началось тестирование машин на дорогах Москвы и Иннополиса. В этом году самобеглые коляски добрались до штата Мичиган (США). На данный момент ездит четвёртое поколение автомобилей беспилотной версии на основе модели Hyundai Sonata. Сейчас, в период тестирования, на правом переднем сиденье автомобиля всегда присутствует инженер-испытатель. Он, по сути, и отвечает за возможные ДТП и нарушения ПДД. И пока в машине присутствует специалист готовый перехватить управление, никаких проблем с точки зрения закона не возникает.

А вот с началом коммерческого использования высокоавтоматизированных транспортных средств, как называются такие машины на «деловом» русском, появляется ряд проблем. И этими проблемами задумали всерьёз заняться на законодательном уровне. Посмотрим, что у них получится.

Необходимо прописать правила поездок в таком такси и определить, как автоматическое авто будет следить за выполнением этих правил пассажирами. Кто будет оказывать ему помощь, если среди пассажиров окажутся «несколько неадекватные». Что машинка будет понимать под неадекватностью. Лично меня интересует вопрос оплаты поездки. Это будет предоплата, или по факту. Если предоплата, то что будет, если карета без кучера заблудится или, (не дай Бог), попадёт в аварию? А если по факту, кто будет догонять убегающих халявщиков? Или двери будут открываться только пассажирам, прошедшим дактилоскопию и сдавшим биологические образцы?

Помимо этого, сейчас есть ряд нормативных положений, связанных с наличием человека за рулём. В частности, стоимость ОСАГО зависит от возраста и стажа водителя. Как быть при отсутствии и стажа, и возраста? Неясно, как быть с нарушением ПДД, допущенным роботом. И вообще может ли он нарушить что-либо? Если может, то, мне кажется, надо менять дорожные службы, которые создают путаницу на дорогах. Или есть смысл подумать над новой редакцией правил. Иначе, как можно ездить без нарушений людям, коль скоро даже искусственный интеллект не способен выполнить требования? А если ездить без нарушений невозможно, тогда надо признать, что единственный смысл ПДД - пополнение местных бюджетов.

Как оплачивать штрафы за нарушения, допущенные беспилотником, тоже большой вопрос. Самого его, понятное дело, никакими штрафами не проймёшь. «Глюканёт» и пойдёт «валить на все деньги». А кто будет оплачивать? Компания–владелец? Так не она ж нарушала. Компания–разработчик ПО? А с чего она? К тому же, за ряд нарушений предусмотрено лишение прав. Кого лишать в этом случае? Понятно, что лишение за алкогольное опьянение автомату скорее всего не грозит. А сплошная? Поскольку водителя нет, нет и прав. Стало быть, нет предмета лишения. Но ведь это же дискриминация людей! Почему меня можно лишить прав за «встречку», а высокоавтоматизированного нарушителя нельзя? А ДТП? Кто будет оплачивать расходы, если в событии виноват автопилот, а сумма превышает лимит ОСАГО? Ну, и наконец, кто же сядет, если, (тьфу-тьфу), в деле появятся раненые и убитые?

И что делать с техосмотром таких автомобилей? Если частота проведения ТО может быть приравнена к обычному такси, то зачем ему фотофиксация? Во-первых, беспилотник точно не сможет поучаствовать в коррупционной схеме покупки диагностической карты. Во-вторых, по логике, он передаёт все данные о своём местонахождении самостоятельно. Что будет, если данные геолокации на фото с пункта ТО не совпадут с ними? Или ему разрешат обходиться без портретной галереи? Но это опять будет дискриминация…

Короче, вопросов больше, чем ответов. Наверное, Яндекс подготовил своё видение решений большинства из них. Но для публики не прозвучало ничего. Боюсь, что нормативные акты так и будут разработаны «за закрытыми дверями», без обсуждения даже с экспертным сообществом. А это чревато значительными ошибками, так как мозги законодателей, и без того предельно ослабленные Ковидом, в этом году всецело заняты выборами.

Картина дня

наверх